Олимпиада на основам православной культуры. Юбилейная х общероссийская олимпиада школьников по «основам православной культуры

88

Когда жили святые петр и феврония муромские? почему они так почитаемы на руси и почему считаются заступниками семейных пар? житие святых петра и февронии: рассказываем самое главное.

Когда жили святые петр и феврония муромские

Святые петр и феврония жили в xii–xiii веках. Россия на тот момент была не единой империей, а раздроблена на множество княжеств. Каждое княжество жило своими интересами, традициями, уставом.

Страной всё это можно было назвать условно, поскольку князья между собой часто воевали. По сути, княжества объединяло только то, что все они были славянские, и все — под крылом русской православной церкви. (иногда дополнительное единение между княжествами могло создать то, что ими правили близкие родственники (братья, отцы и дети), но чаще не создавало, и брат часто восставал на брата).

Тогда же было распространено такое явление, как местночтимые святые. Это подвижники, которых хорошо знали и почитали в отдельном княжестве, но о которых ничего не было известно соседям. Петр и феврония были именно такими для муромской земли. Канонизированы церковью они были только в xvi веке — когда россия к тому времени уже окончательно стала полноценным единым сильным царством: с единым законом, единым правителем и едиными святцами.

Святые петр и феврония: что о них известно?

Почти ничего — и именно из-за раздробленности страны. Муромское княжество относилось к провинции — летописей в ней, в отличие от новгорода или киева, почти не велось или не сохранилось. Муромские жители хорошо знали, что у них происходит, и память о важных событиях передавали из уст-в уста и из поколения в поколение, но за пределы земель не уходило ничего.

Однако то, что петр и феврония были канонизированы, говорит о том, что у церкви было достаточно свидетельств об их духовном подвиге — пускай до нашего времени и дошли только редкие предания. (а по сути, только одно «сказание о петре и февронии муромском», которое тоже до конца не доказано, кто именно написал).

Житие петра и февронии кратко

В общем, все, что известно о жизни петра и февронии муромских, можно уместить в несколько тезисов:

  • святой петр был из княжеского рода. (исследователи до сих пор не знают точно, о каком именно муромском князе идет речь, потому что петр — это имя, которое святой получил при монашеском постриге, незадолго до смерти. Но как его звали «в миру»?)
  • однажды петр сильно (возможно, смертельно) заболел. Доктора «разводили руками». Его сумела вылечить простая верующая девушка из деревни, но под обещание: что он, князь, возьмет ее в жены.
  • петр женился на ней только «со второго раза». Сначала он отказался от данного обещания и пробовал просто одарить февронию, но вскоре опять заболел той же болезнью и обвенчались они только после этого.
  • петр и феврония жили в мире и уважении друг другу, жили по заповедям, и править муромом старались по законам любви и правды.
  • при этом, всех бояр, — а особенно их жен, — смущало, что княгиня феврония имеет простое происхождение. Как ей можно подчиняться?
  • недовольство было таким сильным, что в какой-то момент петру и февронии пришлось отправиться в изгнание, пройдя через множество лишений. Однако вскоре их попросили вернуться, потому что муром без них погряз в распрях.
  • незадолго до смерти петр и феврония ушли в монастырь.
  • умерли они в один день.
  • несмотря на то, что похоронили супругов раздельно, следующей же ночью тела супругов оказались одном гробу — который изготовили для себя незадолго до смерти.

Любовь петра и февронии

Таков их жизненный путь. Если в общих чертах — то эти факты ничего не говорят о святости, потому что кроме нетленных мощей каких-либо иных свидетельств чудесного действия благодати на них не сохранилось. Неизвестно, чтобы они кого-то исцеляли; упоминаний о каких-то внешних сверхъестественных событий, не считая их совместного упокоения в одном гробу, тоже не сохранилось.

Однако канонизация святых в церкви — это не только дань подвижнику и его чудесам, но великое собрание вдохновляющих примеров, как в каких различных жизненных, социальных и исторических обстоятельствах можно прийти к святости.

Святые петр и феврония — пример того, как можно стяжать благодать духа святого через супружество, а также свидетельство, что святость возможна не только среди бедных и убогих, монахов или странников, но даже у правителей. Пути господни неисповедимы и жизнь во христе возможна всюду, а не только в монастыре или пустыне, поскольку святость выстраивается не внешними обстоятельствами, но внутренним устроением человека.

Итак, на что может вдохновить житие святых петра и февронии муромских?

Очень на многое!

«уроки» святых петра и февронии муромских

Ответственность мужчины за данное слово

Кто-то говорит, что все это не очень похоже на православное житие: феврония взяла петра замуж «насильно и с условиями» — через его болезнь.

Однако эта история не про «ультиматум», а про «мужское слово» и ответственность мужчины перед девушкой — до какой-бы степени не дошли их отношения.

Обещал жениться — женись, иначе не обещай.

Ухаживаешь за девушкой — не обманывай ее своими ухаживаниями, не выдавай легкомыслие за любовь.

И вообще, за каждый поступок в отношениях неси, как мужчина, ответственность, и пусть для тебя этот принцип станет не клетью, но стержнем и фундаментом для обретения крепкой, — настоящей, — любви.

Потому что мужчину от мальчика отличает именно ответственность, а там, где есть мужчина — там всегда будет любовь женщины к нему.

«болезнь во благо»

История про болезнь петра дает еще одно напутствие. За всяким событием в нашей жизни лежит промысел божий о нас — даже, если это тяжелая болезнь или иная скорбь.

Ведь, если посудить: не заболей петр, встретил бы он крестьянку февронию? скорее всего, нет. А если бы и познакомился, то возможен бы стал их брак, если он даже в условиях «исцеления» случился не сразу? понятно, что невозможен.

И не обрети петр февронию, сумел бы он пройти свой путь к святости? вряд ли…

Какой это хороший урок для нас: не отчаиваться и с миром воспринимать трудности и скорби! потому что в них — если посмотреть, — вся забота господа о вечной жизни для нас.

Пускай, человеческим умом это бывает нелегко понять и тяжело поверить…

Святость доверия между супругами. Чудо святой февронии с крошками

Предание говорит, что бояре всегда подозревали февронию в колдовстве. Во-первых, она смогла излечить петра, когда никто не мог. Во-вторых, они не понимали многих ее привычек. Например, бояре обратили внимание петра, что его супруга собирает в ладонь крошки со стола. Феврония просто с трепетом относилась ко всякой еде, как к дару божиему, но люди вокруг додумали невесть что…

Однажды петр внял подозрению бояр и попросил февронию разжать ладонь. Княгиня послушалась, но в руке у нее вместо крошек оказался благодатный фимиам. После этого петр никогда не «проверял» свою супругу и не слушал никаких разговоров про нее.

Этот урок глубже, чем просто история про подозрения. Он — про всецелое доверие, которое благодатию духа святого устанавливается между супругами. Доверие, которое строится не только на уважении друг к другу, но и на доверии промыслу божиему, который может выражаться не только в верных решениях супруга (или супруги), но и в их ошибках.

Ведь, если смотреть в суть вещей, то супружество — это и есть служение богу через человека рядом. И любовь в христианской семье — это не только направление чувств от одного человека другому (от жены к мужу и наоборот), но любовь сама по себе, которая со христом устанавливается в сердце, и которая благодатит всё вокруг.

«стяжи дух мирен и тысячи вокруг тебя спасутся», — говорил преподобный . Тысячи вокруг, но в первую очередь — твоя «вторая половина»!

Христос освятил супружество, посетив брак в кане галилейской, установив на века, что супружество бога ради — есть такой же полноценный путь к стяжанию благодати и святости, как и девство (которое позже в христианстве обрело форму монашества).

Икона брак в кане галилейской

Именно поэтому любой брак свят и любой развод — «трагедия на небе». И именно поэтому петр в какой-то момент отказался разводиться со своей супругой-крестьянкой, хотя его об этом умоляли бояре.

Преданность. Изгнание петра и февронии

После того, как взбунтовавшиеся бояре изгнали петра и февронию из города, супруги какое-то время жили почти что в чистом поле в палатках. Период, который показывает, что супружество — это не только слова и чувства, но и дело. В данном случае — со стороны жены, которая ради мужа пошла с ним из дворца в шалаш. И не просто